В мировых СМИ появились статьи, обеляющие связанного с Кремлем бизнесмена Березкина и его холдинг РБК. У публикаций есть признаки пиар-кампании по снятию санкций

1 августа 2022

Во влиятельных западных изданиях — американском Forbes и европейской версии известного американского СМИ Politico — вышли колонки, своеобразно освещающие деятельность российского медиахолдинга РБК, собственником которого является бизнесмен Григорий Березкин. В обеих статьях содержится похожий набор утверждений: РБК — «одно из последних независимых СМИ в России», оно «объективно и непредвзято освещает войну» и ему грозят санкции — вплоть до закрытия — со стороны российских властей. В обеих колонках также приводится похожий контекст: госкомпания «Роснефть» преследует РБК в судах, что якобы свидетельствует о независимости холдинга. Обе статьи вышли после того, как Березкин начал оспаривать введенные против него санкции ЕС.

Григорий Березкин. Фото с сайта «Росконгресса»

Детали. Колонка в разделе мнений издания Politico вышла 26 июля. Ее автор Клод Монике (Claude Moniquet) пишет: «РБК объективно и непредвзято освещает войну, транслируя в прямом эфире полные выступления украинских чиновников, в том числе президента Владимира Зеленского, а также европейских и американских политиков». «Однако из-за того, что федеральное агентство Роскомнадзор постоянно отслеживает каждую историю о войне в Украине, РБК вот-вот закроют», — пишет Монике. Автор колонки полагает, что для этого может быть использован иск «Роснефти», который нефтяная компания подала в 2021 году к РБК на сумму 7 миллионов долларов. «Медиагруппа проиграла два таких дела, а в ближайшие недели, вероятно, проиграет и третье», — утверждается в колонке.

  • Публикация на сайте американского журнала Forbes под заголовком «Война в Украине душит российский медиабизнес» появилась 12 июля. Ее написал внештатный автор Кеннет Рапоза. «Несмотря на давление с требованием прекратить транслировать голоса украинцев и тех, кто критикует войну и ее экономические последствия, РБК опубликовал сотни статей о войне и прямо высказался о значении и последствиях санкций», — написал Рапоза. В его заметке также говорится, что РБК оказалось под угрозой банкротства, в том числе из-за иска от «Роснефти».

Почему это выгодно Березкину? После начала войны Европейский союз ввел санкции против Березкина, назвав его «приспешником» Владимира Путина. В июне бизнесмен обжаловал санкции в Европейском суде (по крайней мере, об этом сообщил телеграм-канал Sanctions Times со ссылкой на карточку Европейского суда. В карточке суть иска не уточняется, известно лишь, что это дело Березкина против Еврокомиссии). Представитель бизнесмена в пятницу не смогла ответить на вопрос «Агентства». Кроме ЕС, санкции против Березкина ввели Великобритания и Австралия.

  • Березкин занимает 157-е место в рейтинге Forbes — он владеет группой ЕСН. Этот бизнес тесно связан с российскими властями (в частности, поставляет электроэнергию государственной «Транснефти»). В одном из интервью Березкин рассказывал, что по работе много путешествует в Европу.

Что не так с колонками о РБК? Березкин купил РБК в 2017 году, и с тех пор редакционную политику медиа вряд ли можно назвать «объективной» и «непредвзятой». Анализ контента сайта показывает, что издание не использует слово «война», называя происходящее в Украине «спецоперацией», а важнейшие события войны — такие как убийства мирных украинских жителей — освещает так же, как это делают государственные СМИ. Например, в день ракетного удара по Виннице РБК написал всего одну заметку об этом, и даже она начиналась со слов главы государственного телеканала RT Маргариты Симоньян — о том, что ракеты попали во «временный пункт размещения нациков».

  • СМИ Березкина традиционно лояльны Кремлю. В частности, этот предприниматель контролировал газету «Комсомольская правда», которая откровенно поддерживает политику Путина. Об этом в обеих статьях западных СМИ не упоминается.
  • Существенная неточность в обеих колонках содержится и в описании тяжбы между «Роснефтью» и РБК. На самом деле, иск на сумму 500 миллионов рублей в 2021 году подала к РБК не «Роснефть», а «Независимая нефтегазовая компания» (ННК) Эдуарда Худайнатова, который считается соратником главы «Роснефти» Игоря Сечина. В августе 2021 года суд отказался удовлетворить этот иск. После этого с двумя исками обратилась уже «Роснефть». Она требовала от РБК лишь удалить и опровергнуть публикации и в декабре добилась судебной победы. РБК подавал апелляцию, но суд снова встал на сторону госкомпании. После этого Арбитражный суд Московского округа по кассационной жалобе ННК отменил решения нижестоящих судов, отказавшихся взыскать с РБК 500 миллионов рублей, и отправил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
  • Авторы обеих статей вызывают вопросы. Написавший колонку в Politico Клод Монике, журналист на пенсии и бывший агент французской внешней разведки, известен как основатель структуры под названием European Strategic Intelligence and Security Center (ESISC). На сайте организации говорится, что она занимается в том числе и лоббистскими услугами.
  • «Радио Свобода» писало, что лоббистскими услугами ESISC могли пользоваться власти Азербайджана. В 2013 году аналитический центр выпустил доклад под названием «Азербайджанская Республика: модель хорошего госуправления». В нем в том числе говорилось о благосостоянии страны, реальной поддержке президента народом и европейском уровне развития прав женщин. В действительности Азербайджан занимает 141-е место в последнем рейтинге уровня демократии журнала The Economist, уступая даже России и опережая только очевидные деспотии вроде Кубы, Беларуси или Судана. Все это не помешало ESISC в 2015 году дать позитивную оценку выборам в Азербайджане, хотя наблюдатели от ОБСЕ и признали их «несоответствующими нормам демократии». Правозащитники не раз критиковали лоббистскую организацию Монике — за поддержку сомнительных политических режимов и деятелей.
  • Журналист Кеннет Рапоза внештатно, но регулярно пишет заметки в Forbes о России, при этом часто критикует действия западных стран в отношении Москвы. Так, он обвинял Европу в том, что она занимается эскалацией ситуации в Украине вместо того, чтобы поддерживать мирные переговоры, а также называл боевые действия «прокси-войной» США с Россией. В своих соцсетях Рапоза называет Владимира Зеленского «марионеткой Запада» и обвиняет США и Европу в продовольственном кризисе.
  • Рапоза некогда работал в The Wall Street Journal, но сейчас значится фрилансером, в основном освещающим страны БРИКС. Его подробное резюме размещено на сайте компании Muck Rack, которая является платной площадкой для связи PR-клиентов с журналистами. Там же можно обнаружить множество ссылок на статьи Рапозы — кроме Forbes, они в последнее время выходили в малоизвестных американских СМИ или на сайте неправительственной организации «Коалиция за процветающую Америку», которая продвигает интересы компаний в области торговли и тарифов.
  • Представитель Politico сообщил «Агентству», что издание тщательно проверяет все сторонние материалы. Ни Клод Монике, ни связанные с ним организации не получали никакого финансирования от РБК и ассоциированных компаний, а сам материал был заказан автору до того, как владелец РБК подал в суд, сообщило издание. Сам Клод Монике пообещал ответить на вопросы в пятницу, но не сделал этого.
  • Кеннет Рапоза написал в ответах на вопросы «Агентства», что считает РБК настолько же независимым, насколько независим «Коммерсант» в сравнении с ТАСС или RT. При этом его не смущает, что РБК написал всего одну новость о ракетном ударе по Виннице, да и ту — со слов пропагандистки Маргариты Симоньян. По словам Рапозы, это мало чем отличается от случаев, когда издания вроде The Guardian, The New York Times, CNN в своей работе полагаются на руководителей разведки США, которые неоднократно лгали о правительстве США и России. По словам Рапозы, он знал об иске Березкина и думал, что отразил это в заметке. При этом журналист не считает, что его публикация может повлиять на ход суда. За свои публикации на сайте Forbes журналист получает гонорары, которые зависят от трафика. Издание платит от полуцента за каждого читателя, в среднем получается около 50 долларов за статью, что, как дал понять Рапоза, немного. По этой причине он сократил число публикаций на сайте Forbes до минимума в пять материалов в месяц, который позволяет ему продолжать сотрудничество с изданием. Запрос в Forbes остался без ответа.

Узнать больше: В ближайшее время читайте материал «Проекта» о том, как изменились российские СМИ во время войны.

Больше новостей, о которых боятся писать в России, — в наших аккаунтах в Telegram, Twitter, Facebook

Нас нельзя запугать, но нам можно помочь

Российский генерал заявил о причастности США к возникновению коронавируса, оспы обезьян и смерти Уго Чавеса. Фактчек «Агентства» Вчера
Первое судно с украинским зерном перестало передавать свои координаты Вчера В украинском правительстве объяснили, почему не начинают контрнаступление на Херсон 2 дня назад Минфин хочет хранить деньги в турецких лирах. За пять лет она обесценилась в пять раз 2 дня назад В Киеве заявили о десятках погибших российских военных во время взрывов на аэродроме в Крыму 2 дня назад