
Российские миллиардеры Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, а также Аркадий и Борис Ротенберги, которые с молодости знакомы с Владимиром Путиным, обсуждали с представителями американского бизнеса совместные проекты в сфере добычи полезных ископаемых в рамках дипломатических усилий США по завершению войны в Украине, сообщила The Wall Street Journal. Описание обсуждаемых проектов свидетельствует о том, что в случае завершения войны друзья президента могут получить новые активы.
Детали. Тимченко, Ковальчук и Ротенберги отправили представителей на тайные встречи с американскими компаниями для обсуждения сделок по добыче редкоземельных металлов и в сфере энергетики, сообщили WSJ источники, знакомые с ходом встреч, и представители европейских спецслужб. Темой обсуждения стало также возобновление работы газопровода «Северный поток».
- По данным источников, Тимченко, Ковальчук и Ротенберги предлагали американцам концессии на добычу газа в Охотском море, а также, возможно, в четырех других регионах. Также российская сторона упоминала о возможностях добычи редкоземельных металлов вблизи никелевых месторождений под Норильском и еще на шести пока неразрабатываемых сибирских месторождениях.
- Среди конкретных проектов, обсуждавшихся на переговорах и названных WSJ, только один напрямую связан с Тимченко — завод по производству сжиженного газа «Арктик СПГ-2» компании «Новатэк» (основные акционеры — Тимченко и миллиардер Леонид Михельсон). По данным WSJ, университетский друг Дональда Трампа-младшего и спонсор предвыборной кампании его отца Джентри Бич ведет переговоры о приобретении доли «Арктик СПГ-2».
- В феврале расследовательский проект «Радио Свобода» «Система» сообщал о передаче единственного крупного производителя редкоземельных металлов в России — Соликамского магниевого завода (СМЗ) — госкорпорации «Росатом», в президиум научно-технического совета которой входит Михаил Ковальчук (брат Юрия Ковальчука).
- «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга ранее участвовал в строительстве инфраструктуры «Северных потоков».
- По остальным проектам, которые, по данным WSJ, обсуждались на переговорах, «Агентству» не удалось найти связи с Тимченко, Ротенбергами и Ковальчуком. В частности, таких упоминаний не было по проектам добычи газа в Охотском море или разработке месторождений редкоземельных металлов.
- В Охотском море находятся месторождения, которые разрабатываются в рамках нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Однако с этим проектом Тимченко, Ковальчука и Ротенбергов ранее не связывали.
- В августе WSJ сообщала о секретных переговорах между старшим вице-президентом ExxonMobil Нилом Чепменом и главой «Роснефти» Игорем Сечиным. Согласно публикации, обсуждалась возможность возвращения ExxonMobil в «Сахалин-1», однако ее гендиректор Даррен Вудс в сентябре заявил, что компания не планирует возвращаться.
Какие еще деловые контакты упомянула WSJ в контексте переговоров:
🔸Exxon, миллиардер-инвестор Тодд Боэли и другие рассматривали возможность покупки активов «Лукойла»;
🔸спонсор кампании Трампа Стивен Линч просил правительство США разрешить ему участвовать в торгах по трубопроводу «Северный поток — 2»;
🔸компания Elliott Investment Management рассматривала возможность покупки доли в трубопроводе «Турецкий поток»;
🔸глава «Роскосмоса» Дмитрий Баканов посетил НАСА и предприятия Boeing и SpaceX.
Контекст. Друзья президента увеличили свои состояния после российского вторжения в Украину. В частности, братья Ротенберги были в числе главных бенефициаров изъятия активов.
- Переговоры о совместных проектах вписываются в логику заключения мирных сделок, которых придерживается Дональд Трамп. Этот же принцип на переговорах с администрацией Трампа продвигал и спецпредставитель России Кирилл Дмитриев. Он предложил план, согласно которому американские компании могли бы использовать около 300 млрд долларов замороженных активов российского ЦБ для совместных инвестпроектов и восстановления Украины.
Больше новостей, о которых боятся писать в России, — в наших аккаунтах в Telegram, Twitter, Facebook и рассылке «Агентства»