Российские подцензурные СМИ с подачи МВД стали использовать формулировку «один из новых мессенджеров» без названия, чтобы описывать случаи мошенничества в Max. Речь идет о широкой практике, но пока не повсеместной.

Детали. На формулировку в нижегородской газете «Город N» обратила внимание антрополог Александра Архипова. В заметке говорилось, что потерявшей 10 млн рублей нижегородке мошенники «звонили в одном из новых мессенджеров».
- ️»Агентство" нашло аналогичную формулировку при описании случаев мошенничества в Max еще в нескольких региональных медиа (1, 2, 3, 4).
- ️Практика идет от МВД. Все заметки (в том числе в «Городе N») написаны по пресс-релизам региональных управлений МВД (1, 2, 3, 4).
- ️В некоторых заметках издания указывали от себя, что речь может идти о Max. В одном случае даже было уточнение, что в полиции отказались предоставить название мессенджера по запросу редакции. В другом случае управление МВД по Курской области также скрыло упоминание Max. Однако спустя неделю, после задержания предполагаемого мошенника, о том, что он действовал через Max, сообщила представитель МВД России Ирина Волк. В МВД подали это как первый случай мошенничества в Max, что, вероятно, было неправдой.
- ️Первое упоминание о мошенничестве в «новом мессенджере» «Агентству» удалось найти в июле. Об этом без упоминания Max писало региональное информационное агентство Московской области.
Контекст. Мессенджер Max позиционируют как надежную и безопасную замену Telegram и WhatsApp, звонки в которых с августа в России заблокированы под предлогом борьбы с мошенниками.
- ️Названия иностранных мессенджеров, наоборот, часто используются в пресс-релизах силовых ведомств. Это нередко предшествует блокировкам или ограничению в России: так было с платформой Discord, Telegram и WhatsApp. Последний раз спецслужбы упоминали ставший популярным после блокировок мессенджер imo, заметило «Агентство».
Больше новостей, о которых боятся писать в России, — в наших аккаунтах в Telegram, Twitter, Facebook