
Парламентская ассамблея Совета Европы потребовала от всех российских демократических сил, желающих участвовать в созданной в среду платформе для взаимодействия российской оппозиции с ПАСЕ, подписать Берлинскую декларацию. Этот документ был инициирован Михаилом Ходорковским и не был подписан Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального. «Агентство» попыталось разобраться, как часть российской оппозиции лишилась представительства в работе органа, который помогает взаимодействовать с еврочиновниками.
Что это за платформа и зачем она нужна. Решение активизировать взаимодействие с российским и белорусским гражданским обществом ПАСЕ приняла еще в апреле 2022 года. Довольно быстро удалось создать площадку для работы с белорусским гражданским обществом. Российской же платформы не было вплоть до октября 2025 года.
- Опыт Беларуси. Контактная группа по Беларуси при Совете Европы появилась в сентябре 2022 года, а уже 7 ноября прошла первая встреча с участием Светланы Тихановской. По словам представителя Беларуси в Консультативном совете Совета Европы по делам молодежи Маргариты Вориховой, участие в ПАСЕ помогало решать вопросы белорусов с визами, ВНЖ, другими документами.
- По словам политика Дмитрия Гудкова, который участвует в создании российской платформы ПАСЕ, она позволит продвигать повестку демократических организаций «на официальном уровне», в частности принимать участие в подготовке докладов по санкциям. Как рассказал Гудков «Агентству», благодаря платформе ему уже удалось договориться о встрече с главой агентства по делам беженцев в Болгарии, где россиянам отказывают в получении паспорта беженца.
- Создание площадки для российских сил тормозила, в том числе, разобщенность российской оппозиции. В белорусской оппозиции есть общепризнанный лидер — Светлана Тихановская, которая, вероятно, выиграла президентские выборы в 2020 году. У лидеров же российской оппозиции не было возможности получить легитимность через общенациональные выборы.
- 1 октября ПАСЕ, наконец, нашла решение, проголосовав за резолюцию 2621, которая создала платформу для взаимодействия российской оппозиции. Однако к критериям, по которым будут отбираться представители российской оппозиции для участия в платформе практически сразу появились вопросы.

Кто представит российскую оппозицию в ПАСЕ? В резолюции говорится, что российские демократические силы в ассамблее будут представлять силы, соответствующие ряду критериев.
- Часть из них не вызывает вопросов: уважение суверенитета Украины, Грузии, Молдовы и Беларуси, отсутствие финансовых связей с российскими и белорусскими властями, поддержка создания спецтрибунала по Украине и другие.
- Одним из обязательных пунктов заявлено подписание Берлинской декларации российских демократических сил. Речь о документе, который появился в апреле 2023 года на совещании, организованном по инициативе Ходорковского и ряда других живущих в эмиграции оппозиционеров.
- Ходорковский сказал «Агентству», что «Берлинская декларация — это единственный документ, разработанный и принятый широким кругом российских антивоенных и демократических организаций, признанный ПАСЕ как однозначное заявление о поддержке европейских ценностей в контексте путинской агрессии в Украине».
- Именно так декларацию рассматривают в ПАСЕ, следует из комментария спецдокладчика ПАСЕ по России Ээрика-Нийлеса Кросса «Агентству»: «Берлинская декларация… является единственным всеобъемлющим, коллективно одобренным документом, в котором четко сформулированы обязательства в отношении демократии, верховенства права и прав человека; признания суверенитета и территориальной целостности Украины; и неприятия имперской и колониальной политики России… Важно, он инициирован самой российской оппозицией, а не предписан кем-либо другим».
- К голосованию по резолюции была лишь подготовлена пояснительная записка, составленная Кроссом. В ней были перечислены «ключевые субъекты и организации», которые привержены «построению постпутинской демократической России». В их число Кросс включил Михаила Ходорковского и связанные с ним Российский комитет действия и Российский антивоенный комитет, форум «Свободная Россия», Гарри Каспарова, Владимира Кара-Мурзу, Наталью Арно, Владимира Милова, неназванные национальные меньшинства.
- Про ФБК в записке говорится, что фонд «привлек внимание действиями, вызвавшими критику и споры внутри российской оппозиции», «воздержался от подписания Берлинской декларации российских демократических сил» и «на данный момент не подпадает под определение российских демократических сил, данное ПАСЕ». Как объяснил Кросс «Агентству», такое определение «не является политической или моральной оценкой», «оно относится исключительно к тому, кого Ассамблея относит к российским демократическим силам, с которыми она хочет взаимодействовать на диалоговой площадке». «Поскольку ФБК не подписал и не присоединился к Берлинской декларации, в настоящее время он не соответствует формальному определению российских демократических сил, который Ассамблея использует для платформы», — сказал спецдокладчик ПАСЕ.

Почему ФБК не подписал Берлинскую декларацию? Через полторы недели после подписания Берлинской декларации Волков выпустил в своем YouTube-канале видео, в котором объяснил отказ от участия в объединении. «Интеллектуальная дисциплина и понимание того, в чем заключаются на самом деле цели российского оппозиционного движения, подталкивают нас к выводу: извините, но ресурсы, потраченные на то, чтобы решать проблемы миллиона людей, которые уехали из России, и отобранные от того, чтобы решать задачи 40 млн антипутинских людей внутри России, — это напрасно потраченные ресурсы», — заявил в ролике Волков. Также он выразил убежденность в том, что «каждому нужно продолжать работать на своем месте». «Так мы победим — тяжелой, долгой, кропотливой работой, а не какими-то трюками», — сказал Волков.
- Но это, вероятно, не все причины, по которым ФБК отказалось участвовать в инициативе Ходорковского. Подписание Берлинской декларации происходило на фоне конфликта тогда еще живого Навального и Ходорковского. Основатель ФБК написал из тюрьмы пост, в котором раскритиковал основателя «Юкоса» за появление на финансируемом им YouTube-канале экс-главы общественной палаты Башкортостана Ростислава Мурзагулова. Мурзагулова Навальный обвинял в подготовке «базы под посадку» экс-главы своего штаба в Уфе Лилии Чанышевой.
- Бывший бизнес-партнер Ходорковского Леонид Невзлин тогда написал пост в фейсбуке о том, что до сих пор не публиковал «скелеты в шкафах активистов, экспертов и журналистов», которые «нападают» на его друзей, чтобы не разваливать оппозицию. «Но любому терпению, даже моему, может прийти конец», — написал Невзлин.
- За этим последовала серия нападений на лидеров ФБК Ивана Жданова и Леонида Волкова, а также жену сторонника фонда экономиста Максима Миронова. В сентябре 2024 года ФБК выпустил расследование, в котором обвинил Невзлина в организации нападений. Об этом свидетельствовала переписка основателя «ЮКОСа», которую ФБК передал решальщик ФСБ Андрей Матус. Перед выходом расследования ФБК попросило изучить переписку журналиста «Проекта/Агентства» Михаил Маглов и расследователя изданий Der Spiegel и The Insider Христо Грозев. Анализ «Проекта/Агентства» свидетельствовал, что переписка достоверная.
- Ходорковский после выхода расследования ФБК заявил, что ему «неизвестна никакая информация об этих нападениях за пределами того, что публиковалось в открытых источниках». Говоря об обвинениях в адрес Невзлина он допустил, что-либо тот сошел с ума, либо это «фсбэшная провокация и фейк, на который потрачено много денег». Ходорковский склонялся ко второму варианту. Позднее он рассказал о личной встрече с Невзлиным, на которой тот «сказал прямо, что никаких заказов не делал», и пообещал сотрудничать со следственными органами. Как писала в июле польская газета Rzeczpospolita, Невзлин не явился на допрос в рамках расследования в Польше. По данным издания, национальная прокуратура Польши пришла к выводу о том, что ставший заказчиком нападений юрист Анатолий Блинов находился «под влиянием» Невзлина.
История создания платформы ПАСЕ. Изначально ФБК принимал участие в создании платформы ПАСЕ по взаимодействию с российской оппозицией. Как рассказал «Агентству» экономист Сергей Гуриев идею создания платформы он обсуждал с руководством ПАСЕ в своем кабинете в Sciences Po (Парижском институте политических исследований) в сентябре 2022 года. «Мы предложили нескольким организациям (включая Антивоенный комитет, фонд „Свободная Россия“ и ФБК) принять участие в этой инициативе», — сказал Гуриев. В декабре 2022 года, как вспоминает Гуриев, состоялась встреча с представителями этих организаций. В марте 2023 года из-за смены руководства ФБК Леонид Волков попросил Гуриева, по словам самого экономиста, выступить представителем ФБК на встрече с руководителями парламентских фракций ПАСЕ. «После этой встречи ФБК перестал принимать участие в этом процессе», — сказал Гуриев, предложив переадресовать вопрос о причинах ФБК.
- ФБК отказался отвечать на вопросы «Агентства». В своем посте в Telegram Волков объяснил нежелание ФБК участвовать в платформе ее небольшой значимостью: «Увы, значение ПАСЕ крайне невелико. Это такой клуб по интересам для выражения озабоченности, который был для нас важной площадкой, пока Россию не выгнали из Совета Европы».
- По словам Кросса, ФБК приглашали на каждую встречу более двух лет, но представители фонда так и не появились на них. Они также получили письменные приглашения принять участие в подготовительных консультациях, связанных с платформой, уточнил спецдокладчик.
Реакция. Ключевой претензией к новой платформе со стороны оппонентов стал отбор участников, которые будут представлять российскую оппозицию. «Чтобы это была „делегация“, ее кто-то должен делегировать», — написал Волков.
- Максим Кац предложил «выбрать представителя туда с помощью голосования всех желающих россиян разделяющих оппозиционные взгляды». С этим согласился Волков: «Если нет какой-то процедуры выборов, то это группа самоназначившихся людей, которая по определению никого не представляет».
Автор: редакция «Агентства»
Больше новостей, о которых боятся писать в России, — в наших аккаунтах в Telegram, Twitter, Facebook