Стали известны подробности иска Генпрокуратуры к Петербургскому нефтяному терминалу (ПНТ), который создали в 1990-е годы хорошие знакомые Владимира Путина (сообщалось даже, что один из них держал бизнес в интересах действующего президента) и который оказался в центре корпоративного конфликта с 2022 года. Как пишет во вторник «Коммерсант», Генпрокуратура попросила суд обратить в собственность государства не весь терминал, а только 27,3%. А поводом для этого стало западное гражданство совладельцев.
Детали. Ведомство требует признать ничтожными три сделки 2016−2020 годов с участием кипрских офшоров «Туджунга Энтерпрайзиз Лимитед», «Новомор Лимитед» и «Алмонт Холдингс Лимитед», отмечает газета, в распоряжении которой есть текст иска. Эти компании принадлежат детям скончавшего в 2003 году Дмитрия Скигина и изменение структуры владения этими компаниями позволило наследникам увеличить свою долю до 50% и прямо влиять на деятельность организации, считает Генпрокуратура.
- ️Наследники Скигина — граждане государств, которые Россия считает «недружественными»: братья Михаил и Евгений Скигины имеют паспорта Германии, а Полина Скигина — Франции. Сейчас они живут в Швейцарии, пишет «Коммерсант». В Генпрокуратуре считают, что бизнесмены нарушили принятый в 2008 году закон, запрещающий иностранцам без предварительного одобрения правительственной комиссии становиться собственниками предприятий, «имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
- ️Генпрокуратура также считает, что «иностранные акционеры» в 2023 году спровоцировали «корпоративный конфликт» и создали «угрозу стабильному функционированию предприятия». Надзорный орган также попросил суд наложить арест на счета и имущество ПНТ, который при этом не должен коснуться выплат зарплат и расчетов с поставщиками.
- ️Конфликт в крупнейшем нефтеналивном терминале на Балтике разгорелся после того, как один из его сооснователей Сергей Васильев неожиданно заболел. Как рассказывала его жена, у бизнесмена случился инсульт, после чего Васильева никто не видел, а бизнес по доверенности перешел к его супруге Елене Васильевой.
- ️Новый акционер разорвал контракт с компанией «Топливные технологии», которая имела отношение к Скигиным и обеспечивала основную долю загрузки терминала. Евгений и Михаил Скигины также лишились места в совете директоров, который возглавилаВасильева. Наследники Скигина обратились в суды и правоохранительные органы. Иск Генпрокуратуры был подан 17 января, но его содержание до сих пор не раскрывалось.
Контекст. ПНТ был открыт в 1996 году. Скигин вошел в совет директоров, а возглавил его авторитетный бизнесмен Илья Трабер. В конце 1990-х — начале 2000-х Трабер и Скигин уехали из России, а совладельцем ПНТ стал Васильев, который был их давним партнером, писала «Новая газета».
- ️Сам Путин, занимавший в 1990-х пост вице-мэра Санкт-Петербурга, оказывал «очень серьезную помощь и поддержку» проекту терминала, рассказывал позднее предправления «Газпром нефти» Александр Дюков, возглавлявший с 2000 по 2003 год совет директоров ПНТ.
- ️Интерес Путина к бизнесу этих бизнесменов выходил за пределы его компетенций в петербугской мэрии, следует из интервью бывшего бизнесмена Максима Фрейдзона. По словам Фрейдзона, Путин также помогал другой бизнес-инициативе Трабера, Васильева и Сигина — компании «Совэкс» — получить в аренду топливозаправочный комплекс в Пулково. В обмен Путину достались 4% в компании, говорил экс-предприниматель. Экс-советник по разведке короля Монако Альбера II Роберт Эринджер рассказывал «Дождю», что Васильев помог Путину получить долю в 4% и в зарегистрированной в Монако компании Sotrama, созданной для отмывания денег.
- ️В 2003 году Скигин умер в Ницце, после чего его долю в бизнесе получили дети.
- ️Подробнее о ПНТ и связи ее сооснователей с Путиным читайте здесь.
Больше новостей, о которых боятся писать в России, — в наших аккаунтах в Telegram, Twitter, Facebook