
Никулинский суд Москвы вынес решение по резонансному делу, по которому проходили экс-замглавы Минпросвещения Марина Ракова и экс-ректор «Шанинки» Сергей Зуев. Ракова признана виновной в особо крупном мошенничестве и приговорена к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. Зуев по той же статье получил четыре года условно. Это дело могло стать следствием конфликта Раковой с издательством «Просвещение», которым владел друг президента Аркадий Ротенберг и с которым он, по данным Forbes, не утратил связь окончательно.
Детали. Ракова – единственная получила реальный срок. Суд также оштрафовал ее на 900 тыс. рублей.
- Остальные фигуранты получили условные сроки. Кроме Зуева так осуждены: исполнительный директор «Шанинки» Кристина Крючкова (3 года условно), муж Раковой Артур Стеценко (3 года условно), экс-сотрудник Фонда новых форм развития образования Евгений Зак (4,5 года условно) и его коллега Максим Инкин (3,5 года условно со штрафом 600 тыс. рублей), проректор РАНХиГС Иван Федотов (3 года условно).
- Этот приговор — сигнал, сказала дочь Зуева Дарья Руд перед его вынесением. «Я считаю, что это не про расхищение госденег, а сигнал от кого-то кому-то, видимо, в первую очередь, по поводу активности Марины Раковой. Но и «Шанинка» с моим отцом тут наверняка не просто щепка, которая летит. Возможно, его кейс используется как хороший трамплин для тех, кто занят им в органах. Возможно, это часть какой-то большей стратегии или системы сигналов. И очень хороший кейс, чтобы запугать и непосредственных участников дела, и сотрудников «Шанинки», и тех, кто ею интересуется», — сказала Руд «Агентству» перед приговором.
- «Повезло с противным душком (радуюсь за всех оставшихся на свободе — просто по-бытовому, что они будут с семьями). Хотя условный срок — это стигма тоже. Ракову жаль», — написала Руд «Агентству» после приговора.
- По версии обвинения, осужденные похитили 21,3 млн рублей Минпросвещения через Фонда новых форм развития образования (ФНФРО). Для этого были заключены два контракта с «Шанинкой», отчеты по ним были сфальсифицированы, считает следствие. Кроме того, в деле говорится о фиктивном трудоустройстве 13 сотрудников в структурные подразделения РАНХиГС. Общая сумма хищений, согласно материалам дела, составила около 50 млн рублей.
- Контракты, о которых идет речь в обвинении, были связаны с разработкой модели создания профессионального сообщества педагогов и сопровождением работы центров повышения профессионального мастерства педагогов, писал «Дождь». В постоянной комиссии Совета по правам человека (СПЧ) назвали дело Зуева «попыткой расправы с авторитетным негосударственным вузом». В марте 2023 года «Шанинку» возглавила мундеп от «Единой России» Мария Сигова.
- Дело Раковой и Зуева может быть связано с переделом рынка школьных учебников, писала «Медуза». До ареста Ракова работала в «Сбере», где отвечала за образовательный проект «СберКласс», конкурировавший с издательством «Просвещение». Совладельцем последнего с 2011 по 2017 год был миллиардер Аркадий Ротенберг. В 2017 году его представители сообщили, что он продал свою долю, однако связанная с Аркадием Ротенбергом компания продолжает контролировать 5% акций группы «Просвещение», писал Forbes в октябре 2023 года.
- Конфликт Раковой с «Просвещением» возник, еще когда она работала в Минпросвещения: она выступала против поставщиков, которых лоббировало издательство для поставок оборудования в детские технопарки «Кванториумы», писал The Bell. Кроме того, по данным «Медузы», у нее был конфликт с главой Минпросвещения Ольгой Васильевой (занимала этот пост до 2020 года). В 2021 году Васильева возглавила Российскую академию образования, подготовившую экспертизу, которая легла в основу дела.
- «Сошлось многое — конфликт с Васильевой, расхождения и конкуренция «СберКласса» с «Просвещением». Думаю, «Шанинку» решили за компанию туда добавить, которая тоже Васильевой, очевидно, не нравилась — почему бы и нет?», — говорил источник «Медузы».
Контекст. «Дело Раковой» было возбуждено в 2021 году. Все, кроме Кристины Крючковой отрицали обвинения. Позднее все остальные фигуранты дали признательные показания. Зуев, испытывавший проблемы со здоровьем, признал вину спустя 10 месяцев в СИЗО — только после этого суд согласился перевести его под домашний арест.
Больше новостей, о которых боятся писать в России, — в наших аккаунтах в Telegram, Twitter, Facebook