Одно из крупнейших российских издательств АСТ отказалось печатать и распространять книги Бориса Акунина и Дмитрия Быкова после того, как они заявили прокремлевскии пранкерам Вовану и Лексусу о поддержке Украины. Это первый случай остановки печати произведений за антивоенные высказывания их авторов. Вероятно, именно таким образом российские власти лишат неугодных им писателей возможности печататься в России.
Детали. АСТ приостановило выпуск и отправку книг в магазины. Гендиректор издательства Павел Гришков объяснил решение так: «Публичные заявления писателей, которые вызвали широкий общественный резонанс, требуют правовой оценки».
- Также о прекращении продажи книг Акунина и Быкова сообщили в сети магазинов «Читай-город – Буквоед», объяснив это «недавними высказываниями писателей». Кроме того, продажи приостановил сервис «Литрес». Обе компании контролирует президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков.
- Быков сообщил РБК, что издательство о решении его не извещало. «Я благодарен ему и за то, что оно продолжало меня издавать два года после отъезда», — сказал писатель. Акунин написал, что если его новые книги не издадут в России, то их издадут «где-нибудь на территории свободы».
- Решение компаний последовало за публикацией видео пранкеров Вована и Лексуса (Владимира Кузнецова и Алексея Столярова): в разговорах с Акуниным пранкеры выдавали себя за Владимира Зеленского и экс-министра культуры Украины Александра Ткаченко, а с Быковым — за главу офиса президента Андрея Ермака. В видео писатели говорят, что помогают Украине и готовы делать это дальше. Быков на видео в том числе предложил отправить доход от продаж своей книги в Украине на дроны. Акунин о военной поддержке не говорил.
- Это первый случай, когда пранки Вована и Лексуса используются не российской пропагандой, а дла усиления давления на оппозицию.
- Два юриста, с которыми поговорило «Агентство», не видят основанй для снятия книг с продажи. Адвокат Ирина Бирюкова сказала, что продажа их книг не может навредить издателям и сетям, если в самих книгах нет нарушения закона. О том, что прямых запретов на публикацию этих книг не существует, рассказал и юрист «Первого отдела» Евгений Смирнов. Однако, по его словам, Россия «существует в новых реальностях», и известны случаи давления и угроз тем, кто распространяет творчество неугоных властям людей, добавил. Эксперт допускает, что давление могло быть и в этом случае.
- Однако издательство заявило, что отказывается от публикации по совстенному желанию. До этого компании лишь выполняли требования законодательства: например, размещали маркировки «иноагентов». Также были случаи, когда магазины самостоятельно снимали произведения с продажи.
- О том, что издательства продолжали печатать несогласных с властью авторов, говорил в том числе и сам Акунин в видео Вована и Лексуса. «У них там сейчас, я не знаю, кто этим у них занимается, но там сидит какой-то очень неглупый и хитрый человек. Они никого из нас, даже «иноагентов», не запретили».
- Про отсутствие запретов на издание книг уехавших авторов в декабре 2022 года говорил «Коммерсанту» также президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. «Мы понимаем тонкость ситуации и то, что читатели по-разному могут смотреть на издания таких писателей. Мы стараемся быть достаточно аккуратными в продвижении этих книг, в рекламе авторов. Ну, с другой стороны, все-таки книжный рынок – это не про рекламу, это про понимание», — отмечал он.
Контекст. Для каждой сферы общественной жизни, в которой сильны оппозиционные настроения, российская власть придумала свой способ подавления. Например, независимых журналистов выдавили из страны статусами «иноагентов», «нежелательных организаций» и угрозой уголовного преследования (подробнее об этом — в исследовании «Проекта»). В театрах неугодных авторов сняли с афиш административными методами.
- Акунин в 2021 году был одним из самых популярных писателей России по данным ВЦИОМ. В том же году его книги были в топ-10 по тиражу согласно данным Минцифры.
Фото: Dmitry Smirnov, CC BY-SA 2.0
Больше новостей, о которых боятся писать в России, — в наших аккаунтах в Telegram, Twitter, Facebook